Jump directly to the Content

News&Reporting

Трудностей много, но делателей немало: евангельские христиане объединяются вокруг Украины

20 европейских организаций присоединились к помощи внутренне перемещенным лицам, в том числе, в преодолении долгосрочных эмоциональных травм.
|
EnglishespañolУкраїнська
Трудностей много, но делателей немало: евангельские христиане объединяются вокруг Украины
Image: Миссия Евразия
Библейский лагерь для внутренне перемещенных украинских детей

Ее мать умерла от рака. Ее отца убили на войне. Когда ее дом в Донецкой области был разрушен российской ракетой, отступающие украинский солдаты вывезли восьмилетнюю сироту, ее бабушку, дедушку и дядю и передали их волонтерам от Черновицкой библейской семинарии (Черновцы – город на западе Украины, в 1100 км от Донецка).

Все их имущество состояло из одетой на них одежды.

Их разместили во временном жилье, а в прошлом месяце дядю забрали на фронт. Девочку отправили в христианский лагерь, а семинария, превратившаяся в центр для внутренне перемещенных лиц, делает все возможное, чтобы как-то им помочь.

«Мы не думали, что служение беженцам будет таким сложным делом, – говорит Василий Малык, президент семинарии. – Но независимо от того, насколько это трудно, мы можем помочь им хотя бы в плане поддержания достоинства».

Это командная работа, но реальные потребности намного превышают имеющиеся у них возможности.

Альянс «Украина без сирот» мобилизовал 3000 волонтеров и предоставляет возможность временного проживания для 6000 человек, в основном, женщин и детей. Организация эвакуировала 38000 человек, две трети из которых – сироты. Около 59000 человек получили гуманитарную помощь.

«Когда началась война, все сосредоточились на том, как на нее реагировать, – говорит Руслан Малюта, бывший президент Альянса, а теперь координатор в проекте «Одна надежда». – Но потом мы осознали, что война так быстро не закончится, что масштабы кризиса огромны и что наша реакция требует совместных усилий».

С этой целью Всемирный Евангелический Альянс (ВЕА) в апреле запустил инициативу The Response—Ukraine Special Taskforce (TRUST) («Реагирование – украинская оперативная группа») во главе с Малютой. Для координации гуманитарной работы с беженцами Альянс «Украина без сирот» объединился с украинскими баптистами, пятидесятниками и семью другими церквями и церковными организациями, а также с десятью региональными партнерами из Польши, Молдовы, Словакии, Венгрии и Румынии.

«Больше всего вселяет надежду то, что церкви работают вместе, невзирая на деноминационные рамки, – сказал пастор из Румынии Крис Гесс. – Божий народ присоединяется к нам, у нас есть волонтеры со всего мира». Например, волонтеры из Аргентины прислали 20000 тонн риса.

Данные за март и последующие месяцы показывают, что в этой евангельской христианской сети сейчас работает около 64000 волонтеров. Временное жилье предоставляется для 271000 человек. 346000 человек были эвакуированы, и около 600000 получили разного рода гуманитарную помощь. Для выполнения различных гуманитарных мероприятий партнеры получили свыше 1,1 миллиона долларов.

«TRUST выполняет те же задачи, что и профессиональные гуманитарные организации, но не с тем, чтобы конкурировать с ними или создать еще одну организацию, оказывающую гуманитарную помощь, – говорит Томас Ширрмахер, генеральный секретарь ВЕА. – TRUST – это своего рода мост».

Но, несмотря на все усилия, по данным ООН печальные факты таковы: 6,2 млн. человек нуждаются в жилье, 10,2 млн. – в пище и 12,1 млн. – в медицинских услугах.

«Люди утомлены до крайности, – сказал Рафал Пекарски, работающий в Proem Ministries, Польша. – Польские ресурсы закончились. Мы не хотим конкурировать друг с другом, мы хотим быть хорошими распорядителями того, что нам могут передать ваши страны, ваши церкви».

В мае Пекарски вместе с 72 другими лидерами из 22 европейских стран объединились в инициативу «Сотрудничество христиан для Украины» (СХУ), которая занялась решением существующих проблем. Малюта тоже был там, поскольку обе эти инициативы, СХУ и TRUST, объединили отдельных людей, которые раньше не взаимодействовали друг с другом.

Поначалу сотрудничество между инициативами было минимальным, поскольку СХУ координировало усилия по Европе, а TRUST работал через каналы в Украине и соседних странах. Но впоследствии Малюта вошел в руководство СХУ, чтобы усилить координацию.

Война идет вот уже шестой месяц, и долгосрочные потребности меняются. Но для многих остается чувство какой-то парализованности.

«Ты как будто физически ощущаешь, что разваливаешься на части. Бессонница или, наоборот, постоянная сонливость. Ночные кошмары. Разум человека не способен стереть ужасные воспоминания, – рассказала в своем интервью журналу Insights Journal, издаваемому ScholarLeaders, Марина Ашихмина, вице-ректор Таврийского христианского института (ТХИ), психолог с опытом оказания помощи людям с посттравматическим синдромом. – Мы все стоим на коленях и молимся».

«Структура моей жизни разрушена, строить долгосрочные или даже среднесрочные планы практически невозможно, – сказала в интервью тому же журналу, публикующему богословские образовательные материалы, Таня Герасимчук, ассистент по связям с общественностью Одесской богословской семинарии. – Чувство, которое испытываю я, как и многие другие украинские женщины, – это неуверенность в завтрашнем дне».

По словам Малюты, продукты питания, медикаменты и жилье по-прежнему являются жизненно важными потребностями. Но наше сотрудничество делает возможным формулировку нового видения.

На передний план выходит эмоциональная травма. Министерство здравоохранения Украины считает, что около трети всего населения будет нуждаться в помощи психологов. Партнер инициативы TRUST под названием Save Ukraine (Спасите Украину), кроме волонтеров-медиков и юристов, также направляет в страну 12 психологов, которые должны оказать помощь около 32000 человек.

К третьему дню войны Европейское сообщество свободы (ЕСС), также сотрудничающее с инициативой, раздало на пунктах пересечения границы 100000 брошюр, предупреждающих украинцев о проблемах торговли людьми. Сейчас, когда преступники переключили свое внимание на вновь осевших в Европе людей, ЕСС стало, кроме прочего, заниматься оказанием помощи людям с эмоциональными травмами, чтобы укрепить наиболее уязвимых из них. Их «лучшие рекомендации» были переданы в ООН и местным церквям.

Но, по словам Александра Зибарова, национального директора христианской некоммерческой организации Cru, еще больше проблем возникает с внутренне перемещенными лицами в Украине. Из 6 миллионов беженцев в Европе 3,8 миллиона получили временную защиту от различных национальных правительственных организаций. Cru помогает и этим беженцам, однако большая часть их «желтых коробок» с четырехнедельной гуманитарной помощью (каждая из которых содержит евангельскую весть) распространяется в Киеве и центральной части Украины.

Многие из ранее эвакуированных возвращаются. Зибаров так объясняет их мотивацию: «Нужно ли мне бедствовать здесь, среди чужих людей, или лучше возвратиться и сделать что-то для своего города?»

ООН подсчитала, что 4,2 миллиона беженцев пересекли границу в сторону Украины, однако, как предупреждает организация, это не одно и то же, что смена постоянного места жительства. Кроме того, перемещенные лица приезжают с детьми, которыми тоже нужно заниматься.

Поэтому еще одним из событий среднесрочного плана стало открытие летних лагерей, закрытых в связи с эпидемией коронавируса. Миссия Евразия через свою сеть «Лагерь надежды» оказывает помощь более чем 20000 молодых людей с эмоциональными травмами.

Еще 1000 человек обслужит лагерь «Карабин».

«Они получат возможность снова стать детьми и не бояться звуков сирен и бомбежек, – говорит Вадим Кулинченко из «Нашего наследия», партнерской организации инициативы TRUST. – Дети будут в безопасности, и у них будет возможность услышать о надежде, которую дает Евангелие».

Кроме прочего, лагеря являются подспорьем и для родителей, у которых появляется время для работы и восстановления своей жизни. «Наше наследие» и многие другие организации собирают деньги на ремонт разрушенных крыш, который нужно сделать до того, как пойдут дожди и начнутся холода.

По словам Сергея Рахубы, президента Миссии Евразия, из-за российских обстрелов эта потребность переходит в разряд важнейших среднесрочных нужд. Он говорит, что теплогенерирующие установки, отапливающие и подающие горячую воду в жилые здания, сознательно разрушаются россиянами. Точно так же разрушаются склады с гуманитарной помощью. Все это делается, чтобы сеять страх и страдания.

«Если война затянется до зимы и эти проблемы не будут решены, – говорит Рахуба, – это станет катастрофой для миллионов людей в Украине».

И для помогающих им пастырей. В июньской резолюции отмечается роль священнослужителей в долгосрочном восстановлении страны.

«Церкви играют ключевую роль в реагировании на текущие события, а в церквях важна роль руководства, – сказал Малюта. – Многие пасторы прошли через страшные вещи, мы должны их поддержать, чтобы они могли продолжать свое служение».

Конкретные программы еще не реализуются.

Но пасторы продолжают служение. Один из них, несущий служение на юге Украины, расплакался, когда волонтеры привезли картошку. Он сказал, что в их районе вот уже много дней не было еды.

«Война делает чрезвычайно важным присутствие добра и демонстрацию милосердия, – сказал Insights Journal президент ТХИ Валентин Синий. – В этих обстоятельствах лидерство играет важную роль, не политическое лидерство, а лидерство в малых группах».

Украина сейчас накапливает наступательный потенциал, чтобы освободить оккупированный черноморский порт Херсон, родной город ТХИ, а также другие южные территории, захваченные россиянами. Оружие дальнего радиуса действия, поставляемое США, позволяет украинской армии поражать склады боеприпасов далеко за линией фронта.

Аналитики утверждают, что это замедляет российское наступление на Донбассе и может стать решающим фактором в ближайшие недели.

Между тем, украинские евангельские христиане объединяются в служении, но также просят помогать и им.

«Прихожане наших церквей в этих странах устремились на помощь со всяким рвением, – сказал Ширрмахер. – При этом церкви нуждаются в молитвах и финансовой поддержке из разных стран».

ВЕА рекомендует направлять ресурсы и усилия на поддержку сирот, пасторов и жилищных программ через TRUST.

«Люди не ждут, пока закончится война, они восстанавливают свои города, – говорит Малюта. – И сейчас нужно реагировать не только на самые насущные потребности, но и закладывать долгосрочную основу для восстановления».

[ This article is also available in English español, and Українська. See all of our Russian (русский) coverage. ]

April
Support Our Work

Subscribe to CT for less than $4.25/month

Read These Next

close